Оставить отзыв
Отзывы
Скользящий
И наслаждаясь, и размышляя- Это не бред. Это произведение очень талантливого человека. Очень. Которого никто не понимает. Не понимает родная мать. Не понимает любимая девушка. Тем более не понимает преуспевающий беллетрист, Ваш любовник. И вот за это, они его распинают на этом дощатом помосте. Как всю жизнь бездари распинают талантливых людей. Понятно?... - Интересно! Тут всё интересно. Неразгаданная пьеса. Мы пытаемся её разгадать...... - Колдовское озеро. Счастье. Тут кругом счастье. Счастье, любовь. Тут все опьянены любовью..."Успех", 1984 г., СССР, реж. К. ХудяковМожно ли говорить о шедевре без пафоса? Можно ли достойно облечь в слова мысли, и хотя бы приблизиться к уровню полотна принадлежащего к величайшему наследию человечества? Я - "ништо", я - песчинка. А перед нами монумент. Архитектурный памятник.Вне всяких сомнений, у каждого из нас, "Чайка" своя. По восприятию, по восчувствованию. Это и не удивительно, шедевру более ста лет отроду. В 1896 году пьеса опубликована впервые. Берлин, Копенгаген, Токио, Нью-Йорк, Лондон, Стамбул, Дублин - вот лишь малая часть театральных подмостков где на языках мира разыгрывалось представление. Вне России, вне СССР. Свежо? Актуально? Похоже на то. Во всяком случае, доступно для понимания и в Америке, и в Европе. А какие женщины воплощали персонажей? Феи. Ирина Николаевна Аркадина с лицами Татьяны Лавровой и Инны Чуриковой, Ирины Муравьёвой и Людмилы Максаковой, Ольги Остроумовой и Марины Зудиной... И время, не властно... А чему удивляться? Творцами зрелища для публики - Михаил Яншин и Анатолий Эфрос, Борис Ливанов и Олег Ефремов, Марк Захаров и Константин Богомолов... Не люди, боги!Так может быть "Чайка" плохой? Нет-нет-нет. Никогда. Мы можем находиться во власти собственных заблуждений и предпочтений. А "Чайка" всегда "Чайка". И новые птицы в небесном омуте полёта к вершинам.Русская интеллигенция конца ХIХ века на летнем отдыхе в сельском поместье. Одни девственно юны и только вступают во взрослую жизнь пытаясь произвести впечатление, утвердиться, обратить на себя внимание. Другие же, уже "едут с ярмарки" под гору - утомлены, пресыщены, расчётливы. Восторженность обуреваемых страстей закипает эмоциями то тут то там, и рассудок сдержанности, в управлении потоками чувств, разумом слов. Кто-то только-только набивает шишки от падений, у другого же тут как тут блокнот-этюдник и карандаш для фиксации увиденного. Пылкость и хладнокровие, невозмутимость и настойчивость в противопоставлениях одно другому.- Может и мы могли быть счастливы?- Мне скоро 55 лет. Поздно что-либо менять.Весьма необычный диалог между замужней женщиной и, как выясняется, любовником.Что больше всего удивило, так это достаточно странная, необычную форма любви на протяжении всего повествования. Не взаимная, несущая радость двоим, а ущербная, "половинчатая". Едва ли не каждый из персонажей нашёл для себя предмет обожания и даже вышел из рамок любви платонической кое-где, а счастья нет, а полноты радости не приобрёл. Лишь кострище пожарища внутри. Треплев иссыхает по Заречной, но чёрств и надменен к чувствам Маши. А ведь они с ней, словно зеркальное отражение страдания. Но близорук. И слеп одновременно. Своё "горе" понятно, своё несчастье нянчит, чужое, постичь не в силах.Отчего такая развязка здесь у классика? Почему ружьё всё же выстрелило? Плоть не получила желаемого? Как будто бы.... Ну-ка, ну-ка, попробуем развить тему. Что увидели? Чему свидетелями стали? Дорн и Полина Андреевна в грех впали. Маша от Треплева получила что хотела. Тригорин и Заречная свою чашу испили. Полного удовлетворения, конечно же нет ни у кого. Но тем не менее, было же, было... А вот у Константина Гавриловича и Нины Михайловны завершающий аккорд получился несколько иным.Есть ли разгадка у произведения? Вне всяких сомнений. По-моему она проста и доступна каждому. Заключена в одной фразе. Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом,— словом, все жизни, свершив печальный круг, угасли...Актёрский ансамбль выше всяческих похвал. Ефим Капелян, Армен Джигарханян скрепляющим раствором, можно сказать - "цементом" всей этой конструкции. Разве нет? Их мало здесь, но как мощны их голоса?"Успех" (1984) перекличкой с "Чайкой"(1970) не только постановкой не стареющей пьесы. Весьма неожиданная ассоциация вдруг возникла. Лицо Нины Заречной обликом Людмилы Савельевой и тут и там. Почти девочка в поиске себя у Юлия Карасика, и бывшая муза режиссёрского гения у Константина Худякова. Та же самая? Она? Нина? Ага!
X